Главная » Статьи » Свадьба » Свадебные традиции |
Свадебные обряды в России
Основные
составляющие свадебных обрядов на Руси следующие:
Сватовство — свадебный обряд, при котором получалось предварительное согласие
родствеников невесты на свадьбу.
Начиналась свадьба с выбора невесты и сватовства. Здесь большую роль играли родители жениха и невесты, но главную — представители со стороны жениха — сваты или женщина-сваха. Также эту роль могли выполнять родители жениха или родственники-мужчины. Когда сваха приходила в дом невесты, то обязательно должна была сесть под «матицу», несущую часть потолочного перекрытия, соединяющую две половины избы. В этом ритуале более всего прослеживается идея купли-продажи невесты, о чем свидетельствовали соответствующие приговорки: «У вас товар, у нас купец» или «хозяюшка, хозяин, я к вам с купцом, удалым молодцом, есть ли у вас живой товар, продайте?!». Часто после сватовства следовали смотрины хозяйства жениха, особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. Удовлетворившись результатами «домоглядства», как ещё назывались смотрины, родители невесты назначали день гласного сватовства — рукобития. Смотри́ны — свадебный обряд, при котором сваха/(сват), жених, родители жениха могли увидеть будущую невесту и оценить её достоинства и недостатки. Смотрины устраивались после сватовства, перед рукобитьем. Также под смотринами можно понимать — смотрины хозяйства жениха. Это было важно особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. Удовлетворившись результатами «домоглядства», как ещё назывались смотрины, родители невесты назначали день гласного сватовства — рукобитья. Смотрины проходили в доме невесты, но, случалось, и на гуляньях, в театре. Когда происходили они в доме невесты, жених с родителями и свахой ехали не прямым путем, а заезжали дальше и делали круг — по обычаю, «запутывали дело». Позже обряд смотрин вобрал в себя Сватовство и Рукобитие и мог поэтому тянуться не одну неделю, причиной чему были споры о размере приданого и т. д. Рукобитье — (сговор, запой, заручины, просватанье, своды) — часть свадебного обряда, в ходе которой достигалась окончательная договорённость по поводу свадьбы. После успешного сватовства, дня через 2-3 родители молодых организовывали так называемый «сговор», «запой», «рукобитье». Эта терминология обозначала содержание определенного предсвадебного этапа, характерного для русских на всей территории России. При этом договаривались о сроке свадьбы, о предстоящих расходах, количестве подарков, о кладке (форма материального обеспечения невесты со стороны родств жениха), приданом и т. д. Также при рукобитье распределяли свадебные чины В заключении отцы жениха и невесты били друг друга по рукам, нередко для этого надевая холщовые рукавицы. Все это должно было означать крепость и обязательность выполнения договора. После «рукобития» невеста считалась просватанной. Вытие — свадебный обряд, ритуальный плач. Происходит на половине невесты. Цель его — показать, что в доме у родителей девушке жилось хорошо, но теперь приходится уходить. Невеста прощалась с родителями, подругами, волей. Девичник — свадебный обряд, день перед свадьбой, либо дни от рукобитья до свадьбы. К невесте приходили ее подружки, которые помогали ей шить подарки жениху и его родным и пели свадебные песни. В это время сюда могли приходить и жених с парнями. Вместе они устраивали «вечерки» за чаем и молодежными играми. Невеста же все время перед свадьбой проводила «в слезах и вытье», «в голошении», что связывалось с ожидающими молодую женщину тяжелым трудом, прощанием с молодой девичьей жизнью. Важным элементом являлось также ритуальное омовение невесты в бане накануне свадьбы. В наши дни также принято отмечать девичник. Только теперь его обычно проводят в кругу подруг дома в спокойной обстановке или в уютных кафе. Выкуп, бранье — свадебный обряд при котором жених забирал невесту из дома. Невеста перед выкупом прощалась с подругами, с родительским домом. В доме жениха также велась подготовка к бранью. Свадебный возок украшался ещё с вечера; утром мать чесала сыну кудри - он ведь тоже прощался со своим холостяжеством. Чтобы уберечь парня от "сглаза", крёстная мать иногда сажала его на квашенку, крестообразно вырезала из головы по пучку волос, и подпаливала места срезов. Одевали жениха, как и невесту, во всё новое - рубаху, вышитую невестой, пояс, сотканный ею же. Собственно свадьба начиналась с приезда "свадебного поезда", гостей со стороны жениха на лошадях в дом невесты. Во многих традициях сваха невесты перед приездом свадебного поезда мела дорогу перед домом Прежде, чем войти в дом, "поезжане" должны были преодолеть ряд препятствий. В древности во время бранья устраивались кулачные бои между родами жениха и невесты, в ходе которых родственники невесты, оказав символическое сопротивление родне жениха, сдавались. Примеры выкупа: продажа косы, выкуп наряженного репейного куста (Самарская область) популярен и в наши дни. Венчание (Церко́вный бра́к, Церко́вное бракосочета́ние) — христианское таинство благословения жениха и невесты, изъявивших желание жить совместно, как муж и жена в течение последующей жизни. «Брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.»[1] В более широком, государственно-правовом смысле, вид брака, заключаемый в религиозных институтах. В ряде стран существует наряду с институтом гражданского брака; до начала XX века был единственным видом брака, влекшим за собой юридические последствия, в большинстве стран Европы. В России упразднён в 1918. Традиционно, бракосочетанию предшествует помолвка — уведомление окружающих о том, что двое собираются вступить в брак и могут оказывать друг другу знаки внимания. Свадебный пир — свадебный обряд при котором за едой и питьём с шутками и тостами праздновалась свадьба. Родители невесты часто не присутствовали за свадебным столом в первый день, поэтому у русских был в таких случаях обряд «звать гордых». Это делали ряженые гости с той и с другой стороны. Они шли шумной толпой в дом к родителям невесты, приглашая их за свадебный стол. Обряды изначально символизировали переход девушки из рода отца в род мужа. Это влечёт за собой и переход под покровительство духов мужнего рода. Такой переход был сродни смерти в своём и рождению в другом роду. Например, вытие — это то же, что и причитание по покойнику. На девичнике поход в баню — омытие мёртвого. В церковь невесту часто ведут под руки, символизирую тем самым отсутствие сил, безжизненность. Из церкви молодая выходит уже сама. Жених вносит невесту в дом на руках с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорожденного члена семьи, который в дом не входил, — а в доме оказался. Условно свадебные обряды можно разделить на досвадебные, непосредственно свадебные и послесвадебные. Досвадебные — (сватовство, смотрины, рукобитие, вытие, девичник) были направлены в целом на подготовку к празднеству. Впоследствии (XIX век) смотрины вобрали в себя сватовство и рукобитие. Вытие подготавливало невесту к разлуке со своими близкими и подругами. На девичнике готовились подарки жениху и его родственникам. Непосредственно свадебные обряды Свадьба начиналась с прибытия свадебного поезда к дому невесты. Происходил выкуп невесты. Перед отправкой в церковь родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. Перед венчанием невесте расплетали девичью косу, а после того, как молодые были повенчаны, ей заплетали две «бабьих» косы и тщательно закрывали волосы женским головным убором (повойником). Потом следовали гулянья и свадебный пир. На свадьбе у гостей могли быть определённые роли - свадебные чины. Свадебные чины - роли распределяемые между гостями на свадьбе. Жених и невеста уподоблялись князю и княгине, сама свадьба - княжескому пиру, потому и многие свадебные чины именовались подобно: большими боярами - близкая родня и почётные гости, меньшие - родня дальняя и гости попроще. Обязательно избирался дружка - часто это был не просто весельчак, а способный уберечь свадьбу от порчи знахарь; в роли свахи чаще всего выступали крёстные матери. Тысяцкий - воевода, начальник свадебного поезда - крёстный или дядька жениха. У дружки-шафера всегда был помощник - полудружье. Невесте полагалась подневестница, жениху - подженишник. Их основная роль - держать венцы над молодыми во время венчания. Нередко на свадьбу из родни невесты выбиралась постельница, в задачи которой входило охранять от порчи постель молодых по дороге из родительского дома невесты, во время свадебного пира в доме жениха. Она же продавала постель, набивая цену порой выше, чем "стоила" невеста на бранье. Иногда на свадьбу звали вопленницу ("вытницу", "подсказуху"), которая выла и причитала. Вечером (или ночью) осуществлялось «укладывание молодых» - сваха или постельница готовила брачную постель, которую жених должен был выкупить. Послесвадебные обряды Хождение «молодухи» за водой с двумя веслами на коромысле. Разбрасывание в помещении мусора, денег, зерна - молодая жена должна была тщательно подмести пол, что проверялось гостями. «Поиски ярки» - заключался в том, что на второй день родители молодухи приходили в ее новый дом (в котором ее с утра прятали), искали ее и приглашали всех гостей за праздничный стол к себе в дом, где и было принято отмечать второй день. Заканчивалась свадьба гулянием молодежи по селу с песнями и ряжеными. | |
Просмотров: 23345 | | |